Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, с учетом спецификации стандарта Ворлдскиллс по компетенции «Промышленный дизайн».
Программа разработана в соответствии с:
- спецификацией стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Промышленный дизайн»;
- профессиональным стандартом “Промышленный дизайнер” (утвержден приказом Минтруда России от 12.10.2021 N 721н).
Рабочие места, которые возможно занять по итогам обучения по программе (трудоустройство на вакансии в организации, самозанятость, работа в качестве индивидуального предпринимателя):
- визуализатор;
- промышленный дизайнер.
Категория слушателей: лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Трудоемкость обучения: 144 академический часа.
Форма обучения: очная или очная с применением дистанционных образовательных технологий.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Модуль 1. Стандарты Ворлдскиллс и спецификация стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Промышленный дизайн». Разделы спецификации
Тема 1.1. Актуальное техническое описание по компетенции. Спецификация стандарта Ворлдскиллс по компетенции Промышленный дизайн.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Стандарты Ворлдскиллс и спецификация стандартов Ворлдскиллс по компетенции, разделы спецификации.
- Конкурсное задание, техническое описание, инфраструктурный лист.
Критерии оценивания, кодекс этики, основные термины.
Модуль 2. Актуальные требования рынка труда, современные технологии в профессиональной сфере.
Тема 2.1. Региональные меры содействия занятости в том числе поиска работы, осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, работы в качестве самозанятого.
Тема 2.2. Актуальная ситуация на региональном рынке труда.
Тема 2.3. Современные технологии в профессиональной сфере, соответствующей компетенции.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Современные технологии в профессиональной сфере, в том числе цифровые.
- Требования, предъявляемые работодателем к работнику в сфере промышленного дизайна.
Модуль 3. Общие вопросы по работе в статусе самозанятого
Тема 3.1. Регистрация в качестве самозанятого.
Тема 3.2. Налог на профессиональный доход – особый режим налогообложения для самозанятых граждан.
Тема 3.3. Работа в качестве самозанятого.
Модуль 4. Требования охраны труда и техники безопасности
Тема 4.1. Требования охраны труда и техники безопасности.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
1.Основы безопасного труда и эффективная организация рабочего места в соответствии со стандартами Ворлдскиллс и спецификацией стандартов Ворлдскиллс по компетенции.
Тема 4.2. Специфичные требования охраны труда, техники безопасности и окружающей среды по компетенции.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Основы безопасного труда и эффективная организация рабочего места в соответствии со стандартами Ворлдскиллс и спецификацией стандартов Ворлдскиллс по компетенции.
Модуль 5. Практическое занятие на определение стартового уровня владения компетенцией
Тема 5.1. Практическое занятие на определение стартового уровня владения компетенцией.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Тестирование на определение у слушателя владения основ теорией дизайна;
2) Пробное ручное эскизирование, на определение у слушателя знаний и навыков по компетенции Промышленный дизайн;
3) Пробное цифровое эскизирование, на определение у слушателя знаний и навыков по компетенции Промышленный дизайн.
Модуль 6. Теория дизайна. Современный промышленный дизайн
Тема 6.1. Основные термины и определения.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Генезис дизайна.
- Определение промышленного дизайна.
- Характеристика функций дизайна.
Тема 6.2. Этапы развития промышленного дизайна.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Становление и развитие дизайна.
- Дизайн ХХ века.
- Современный дизайн.
- Стили в дизайне.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Разбор этапов становления дизайна через работы выдающихся дизайнеров.
2) Разбор стилей в виде деловой игры.
Промежуточная аттестация.
Модуль 7. Методы промышленного дизайна
Тема 7.1. Методы композиции и колористики в дизайне.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Законы композиции.
- Категории и свойства композиции.
- Средства композиции.
- Особенности колористики в промышленном дизайне.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Работа над цветовым кругом.
2) Композиционные элементы, создание композиции.
Тема 7.2. Формообразование промышленного изделия.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Функциональные характеристики формы промышленного изделия.
- Эстетические характеристики формы.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Работа с формой.
Тема 7.3. Методы дизайн-проектирования.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Системный подход в дизайн-проектировании.
- Методика дизайн-проектирования промышленного изделия.
- Эргономика и антропометрия.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Предпроектный анализ.
2) Составление ТЗ.
3) Деловая игра «Работа с заказчиком», игра проводиться в команде заказчик и потребитель
Тема 7.4. Анализ качества дизайна.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Этапы анализа дизайна промышленного изделия.
- Анализ восприятия изделия.
- Классификация изделий.
- Классы промышленных изделий.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Анализ функциональных характеристик.
2) Анализ соответствия формы конструкции.
3) Анализ соответствия формы и материала.
4) Анализ формы и технологичности изделия.
5) Анализ композиции.
Модуль 8. Скетчинг проекта
Тема 8.1. Индустриальный скетчинг. Скетч-концепция проекта.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Особенности дизайнерского «видения» предметов промышленного дизайна, мышление пространствами и формами.
- Опользе ивреде стереотипов в мышлении. Работа с типологией формы.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Работы с мышлением: ассоциативное мышление, образное мышление, стилизационное мышление.
2) Оптимизационное мышление: функциональное осмысление проектируемого объекта по критериям соответствия функции форме.
3) Эргономическое мышление: проработка идеи в парадигме оптимального соответствия функции форме и эргономике.
4) Рука, создающая линию, графическая культура изображения. Все о линии. Характеры «индивидуальной» линии. Рука –карандаш-линия, как управляемая система. «Инерционные» линии. Замкнутые и разомкнутые линии. Прямые, круги, овалы. Реперные точки и работа с «мнимой» линией, базовые линии. Регулировки скорости, точности, постоянных и переменных нажимов.
5) Виды фактурного изображения, построенного на линии: разнообразие штрихов, штриховое заполнение плоскости, тональное заполнение плоскости, наложение штриха на тон, регулировка насыщенности пятна, разработка индивидуальных фактур штриха и тона. Ластик и работа с ним в качестве инструмента «финишинга».
6) Плоскость листа. Лист-плоскость и лист-пространство. Понятие композиционных форматов. Фрагментирование общего рисунка и поиск индивидуально-комфортных масштабов изображения.
Тема 8.2. Структура формы предметов в промышленном дизайне
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Обзор областей промышленного дизайна.
- Структура формы предметов в различных областях промышленного дизайна.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Перспектива (фронтальная, угловая) и технический рисунок (изометрия: аксонометрия, диметрия), как средство профессионального языка изображения.
2) Эскиз, набросок, калькирование, как инструмент уточнения и корректировки пропорций, ритма, размера и композиции.
3) Стадии работы над формой: построение базы при помощи базовых линий, построение объемов внутри базы используя средние линии. Построение сетки разнообразия формы, используя калькирование. Выбор окончательного варианта формы.
Тема 8.3. Структура поверхности формы и техники работы с поверхностью
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Особенности дизайнерского «видения» предметов промышленного дизайна, мышление пространствами и формами.
- Обзор областей промышленного дизайна. Структура формы предметов в различных областях промышленного дизайна.
- Структура поверхности формы и техники работы с поверхностью.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Характеристики поверхности по цвету, фактуре, текстуре, относительно источника света (система свет-тень в работе над поверхностью формы). Собственная тень, падающая тень, рефлекс, блик.
2) Выбор техник и материалов для исполнения эскиза, с учетом характеристик элементов промышленного дизайна с точки зрения соотношений функции-материал и формы-материал промышленного изделия.
Промежуточная аттестация (вариант проведения):
Слушатели получают новое «тайное» задание. Перед ними представлен уже существующий и работающий объект, в который нужно внедрить еще несколько новых элементов или в этой же стилистке дополнить еще одним функционально связанным объектом (на усмотрение преподавателя) или любое другое задание, связанное с доработкой проекта. Объект берется из одной серий с объектом из 8 модуля. Слушателю необходимо разработать концепцию проекта и передать ее с помощью скетчей. Слушатель должен проанализировать полученную исходную модель и сделать выводы, проанализировать сегмент потребителей, для кого станет проектировать, например, выбрать материалы для объекта и цветовую палитру, задать функционал, основываясь на своих предложениях, а также исходя из пожеланий заказчика. Предложение должно быть оригинальным, не копировать чужой дизайн, при этом должно отвечать требованиям среднесерийного производства. Для формирования предложения необходимо провести предпроектный анализ, который оформляется в виде аналитики. Предложение разрабатывается и оформляется в форме компоновки скетчей. Вся информация на листах должна быть представлена таким образом, чтобы клиент мог получить характеристики объекта без вашего непосредственного присутствия.
Для начала работы над заказом вам необходимо:
- Выполнить анализ по заданной проблематике.
- Выполнить скетчи идеи проекта.
Технические параметры выполнения работ
- «Аналитика рыночной ситуации» оформляется в виде инфографики, состоит из следующих позиций (каждая позиция должна быть озаглавлена):
- Анализ ситуации в предполагаемом сегменте рынка;
- Выводы на основе анализа;
- Предполагаемый портрет потребителя;
- Задачи на проектирование.
- «Концепт предложения» содержит следующие элементы:
- Название проекта;
- Скетч предложения в любой скетчевой технике с условным внедрением цвета и с указанием габаритных размеров;
- Выноски с необходимыми пояснениями и указаниями (как минимум указание материалов изготовления деталей).
- «Принципы функционирования изделия» содержит следующие скетчи сценарии:
- Демонстрация прямого назначения объекта;
- Принципы взаимодействия элементов изделия (взрыв-схема);
- Варианты взаимодействия человека с объектом (не менее двух).
Модуль 9. Методология дизайна и редизайна
Тема 9.1. Методология дизайна и редизайна.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Методология дизайна и редизайна.
- Прямые и обратные задачи в дизайне.
- Проектирование от технологии.
- Проектирование от проблематики.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Проектирование объекта от технологии.
2) Проектирование объекта от проблематики.
Тема 9.2. Редизайн. Подход и технология редизайна.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Стилевой редизайн.
- Редизайн дополнительного функционала.
- Проектирование сопровождающих изделий основного объекта.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Стилевой редизайн объекта.
2) Редизайн дополнительного функционала в объекте.
3) Редизайн дополнительного изделия к определенному объекту.
Модуль 10. Цифровая визуализация проекта
Тема 10.1. Цифровой скетчинг в промышленном дизайне. Особенности цифрового скетчинга.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Концептуальный дизайн с помощью цифрового скетчинга.
- Особенности цифрового скетчинга.
- Программное обеспечение в цифровом скетчинге: SketchBook и Adobe Photoshop.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Приемы стилизации. Работа с графическим планшетом.
2) Техника векторных и растровых изображений.
3) Интерфейс SketchBook.
4) Интерфейс Adobe Photoshop.
Тема 10.2. Визуализация с помощью цифорового скетчинга.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Визуализация в цифровом скетчинге.
- Перспектива, светотень, текстура.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Основные функции: слои, кисти, вспомогательные инструменты: корректор линий, сканеры.
2) Точные инструменты.
3) Образность, форма в цифровом скетчинге.
Тема 10.3. Цифровой скетчинг, как креативный процесс.
Лекция. Вопросы, выносимые на занятие:
- Авторская графика.
- От простого к сложному в цифровом скетчинге.
Практическое занятие. План проведения занятия:
1) Отработка в различных объектах навыков визуализации.
2) Создание рендера.
Промежуточная аттестация (вариант проведения):
Слушателю необходимо разработать концепцию проекта и передать ее с помощью цифрового скетчинга. Предоставляется ТЗ пожелания заказчика. Слушатель должен проанализировать полученную информацию и сделать выводы, проанализировать сегмент потребителей, для кого станет проектировать, выбрать материалы для объекта и цветовую палитру, задать функционал, основываясь на своих предложениях, а также исходя из пожеланий заказчика. Необходимо разработать концепцию объекта и передать ее с помощью цифрового скетчинга. Предложение должно быть оригинальным, не копировать чужой дизайн, при этом должно отвечать требованиям среднесерийного производства. Для формирования предложения необходимо провести предпроектный анализ, который оформляется в качестве инфографики. Предложение разрабатывается и оформляется в форме компоновки скетчей. Вся информация на листах должна быть представлена таким образом, чтобы клиент мог получить характеристики объекта без вашего непосредственного присутствия.
Для начала работы над заказом вам необходимо:
- Выполнить анализ по заданной проблематике.
- Выполнить скетчи идеи проекта.
Технические параметры выполнения работ
- «Аналитика» содержит следующих позиций (каждая позиция должна быть озаглавлена):
- Анализ исходного объекта и ситуации в предполагаемом сегменте рынка;
- Выводы на основе анализа.
- «Концепт предложения» содержит следующие элементы:
- Название проекта;
- Скетч предложения в любой скетчевой технике с условным внедрением цвета и с указанием габаритных размеров;
- Выноски с необходимыми пояснениями и указаниями (как минимум указание что улучшили в проекте).
- Демонстрация прямого назначения объекта;
- Принципы взаимодействия элементов изделия (взрыв-схема).