Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, с учетом спецификации стандарта Ворлдскиллс по компетенции «Музейная педагогика».
Программа разработана в соответствии с:
- спецификацией стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Музейная педагогика»;
- Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н);
- Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» (Раздел утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н).
Рабочие места, которые возможно занять по итогам обучения по программе:
- музейный педагог
- методист
- методист по музейно-образовательной деятельности.
Программа рекомендуется к освоению лицами, имеющими среднее профессиональное и (или) высшее образование по следующим направлениям подготовки: гуманитарное, педагогическое, культуры и искусства.
Категория слушателей: лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Трудоемкость обучения: 72 академических часа.
Форма обучения: очная или очная с применением дистанционных образовательных технологий.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
- Стандарты Ворлдскиллс и спецификация стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Музейная педагогика».
2.Актуальные требования рынка труда, современные технологии в профессиональной сфере.
- Требования охраны труда и техники безопасности.
- Практическое занятие на определение стартового уровня владения компетенцией
- Теоретические аспекты музейной педагогики
- Понятия и категории музейной педагогики. Характеристики музейно-образовательной среды, культурно-образовательный потенциал музейного пространства и его реализация методами музейной педагогики. Свойства и функции музейного предмета. Музейно-педагогический процесс и задачи музейного педагога.
- Музейная аудитория.
- Категории музейных посетителей. Формы коммуникации музея и посетителей. Формы и методы работы с музейной аудиторией, музейно-педагогические методы.
- Разработка и проведение программы лекционного формата для музейного лектория
- Разработка и проведение лекции-беседы: структура, специфика, методика. Основные понятия. Лекция-беседа в контексте музейной педагогики. Особенности лекции-беседы как формы и как метода обучения. Структура лекции и направления беседы. Практические аспекты разработки и проведения лекции-беседы
- Разработка и проведение урока в музее
- Специфика урока в музее. Основные понятия. Особенности урока в музее. Роль и место музейного предмета в программе урока в музее. Типы и виды уроков в музее. Методики и технологии урока в музее. Материалы, используемые на уроке в музее. Организационные особенности проведения урока в музее
- Разработка и проведение урока в музее
Практические занятия:
- Разбор алгоритма подготовки урока в музее. Работа с методической документацией. Комплект методических материалов к уроку в музее. Практические аспекты разработки и проведения урока в музее.
- Проведение урока в музее (на примере). Анализ методических материалов к уроку в музее
- Планирование урока в музее.
- Разработка и проведение музейной квест-игры
- Специфика игровых форм и квестов. Основные понятия. Теория и методика квеста. Творческий замысел и взгляд режиссера. Квест как форма музейно-педагогической деятельности. Классификация квестов.
- Особенности проектирования и организации музейной квест-игры
- Этапы проведения квеста: организационные аспекты. Методика создания квеста. Практические аспекты проектирования музейной квест-игры. Методическая документация
Практическое занятие:
- Разбор методической документации на квест-игру (на примере)
- Разработка концепции квест-игры и ее презентация
Промежуточная аттестация: презентация концепции квест-игры
- Разработка и проведение музейной программы с элементами театрализации
- Особенности музейных театрализованных программ. Понятие и специфика музейной театрализации. Объекты музейной театрализации. Метод театрализации в музейных программах. Практические аспекты разработки и проведения музейной программы с элементами театрализации. Подготовка сценария программы с элементами театрализации.
- Драматургия и режиссура музейной программы. Музейная программа как театральное действо. Основы драматургии при разработке музейной программы. Композиционная структура программы.
Практическое занятие:
- Анализ музейной театрализованной программы (на примере).
- Планирование фрагмента музейной программы с элементами театрализации
Промежуточная аттестация: разбор и анализ планирования фрагмента музейной программы с элементами театрализации
- Разработка цикла музейных занятий (абонемент)
- Тема 10.1 Структура и содержание цикла музейных занятий (абонемента). Специфика и форматы музейного абонемента. Практические аспекты разработки и реализации цикла музейных занятий (абонемента). Организационные и методические особенности при планировании абонемента. Методическая документация при планировании цикла музейных занятий.
Практическое занятие:
- Анализ музейных абонементов. Работа с методической документацией.
- Разработка цикла музейных занятий
Промежуточная аттестация: анализ разработанных абонементов
- Интерактивный контент в музейном пространстве и музейных программах: разработка тематического образовательного мультимедийного контента
- Специфика мультимедийных музейных продуктов. Направления и особенности использования мультимедиа в музее. Свойства мультимедийного контента. Составляющие качества мультимедийных продуктов. Виды тематического мультимедийного музейного образовательного контента, особенности его разработки и использования
- Разработка тематического образовательного мультимедийного контента
Практические занятия:
- Разбор примеров контента: режиссура в разработке мультимедийного контента, технические и технологические аспекты разработки контента. Практические аспекты создания тематического мультимедийного музейного образовательного контента.
- Разбор содержания и аспектов тематического образовательного мультимедийного контента (на примере).
- Проработка сценарной части макета тематического образовательного мультимедийного контента. Подбор материала. Визуализация макета контента.
- Итоговая аттестация
Сертифицированный эксперт Вордскиллс Россия, менеджер компетенции «Музейная педагогика», Руководитель направлений компетенции Организация экскурсионных услуг «Юниоры» и «Навыки мудрых», Руководитель музейных и образовательных проектов КРК «Кремль в Измайлово»